Статьи »
Аутсорсинг в Сербии - как мы это делаем.
Тема аутсорсинга в процессе глобализации становится всё более актуальной. Вместе с укреплением экономических и деловых связей между компаниями повышается и их специализация, так как выгода передачи некоторых сегментов производства или функций другим компаниям, имеющим больший опыт или возможности в этой области, очевидна. С другой стороны, быстро расширяющейся или уже выросшей фирме, имеющей свой бренд, становится всё труднее держать все нити контроля в своих руках, а все функции объединять в рамках одного предприятия. В таком случае аутсорсинг может стать "палочкой-выручалочкой", помогающей часть работы предоставить другой фирме и - почему бы нет? - обогатиться новым опытом и идеями. Отдельно взятой компании, желающей или уже имеющей свой бренд, трудно, хлопотно и зачастую невозможно самостоятельно производить всё от носок до, например, трикотажа или пальто. Именно тут на помощь приходит аутсорсинг.
В Сербии, где традиционно много производителей одежды, аутсорсинг весьма распространён. Нередко бренды заказывают у коллег, например, носки или трикотаж для своей коллекции. Это очень удобно и избавляет от лишних хлопот, а коллекцию делает более полной и интересной. Уже образовались стабильные связи, когда фабрика, кроме собственной продукции, постоянно шьёт, например, джинсы для молодёжной коллекции другой фирмы.
Отдельную тему составляет аутсорсинг для западных фирм. Многие немецкие, итальянские и французские фирмы отшивают свою продукцию в Сербии. Этому весьма способствует то, что в Сербии традиционно высокое качество шитья сочетается с наличием относительно дешёвой рабочей силы, а так же, что немаловажно - компании серьёзно относятся к праву партнёра на свои модели и уважают условия договора. Так что легко может оказаться, что изделие какой-нибудь европейской фирмы, которое Вы купили в Москве, на самом деле сшито в Сербии. Что, надо сказать, составляет предмет нашей гордости.
Надо сказать, что и сам аутсорсинг за последние годы значительно изменился. Когда-то все шилось (или вязалось) по эскизам или выкройкам заказчика из материала заказчика. Теперь аутсорсинг нередко включает и разработку, и предложение заказчику моделей, модных деталей, аксессуаров, предложение тканей, пряжи или другого сырья для изготовления изделий. Всё это значительно облегчается использованием современных средств коммуникации, прежде всего интернета.
Сейчас существует ясная тенденция перемещения части аутсорсинга из Турции и Китая в страны Восточной Европы. Особенно это касается эксклюзивной продукции, которая выпускается малыми сериями и должна быть защищена от фальсификации. Так же нельзя преуменьшать и значение расстояния, то есть того, что фабрики в Восточной Европе находятся много ближе к рынкам сбыта, чем фабрики Китая. Ко всему вышеперечисленному следует добавить и преимущество, которое из стран Европы имеет только Сербия, когда речь идёт об аутсорсинге для российских компаний. Дело в том, что товары, произведённые в Сербии, не облагаются таможенной пошлиной в России. Широкое предложение сырья, имеющееся в Сербии, как и наличие способных дизайнеров, позволяет значительно упростить практический аутсорсинг для российских партнёров. К этому нужно добавить, конечно, и то, что традиционные культурные связи и общность корней русского и сербского народов в немалой степени влияют и на восприятие красивого в одежде, где как показывает практика у русских и сербов поразительно много общего.
Всё это и побудило участников сербского проекта Textrade заявить о своём желании принять участие в Круглом столе по проблемам аутсорсинга на выставке "Джинсы" в Москве.
Компании, заявившие об участии в Круглом столе, уже имеют значительный опыт в области аутсорсинга и у них есть, что предложить российским коллегам и в плане опыта, и в плане сотрудничества.