Школьная форма: от проблемы к решению

В школе наши дети проводят большую часть времени, получают знания, взрослеют. Школа - зеркало любого общества, поэтому и стиль школьной одежды отражает политический, социальный и даже психологический климат в обществе.

Официально в 1992 году был принят закон "Об образовании", согласно которому общеобразовательные учреждения получили право самостоятельно решать вопрос о введении школьной формы.

Но в эйфории и сумятице начала 90-х годов школьное руководство проявило свое понимание демократии: жесткие требования к внешнему виду учащихся были отменены.

А если свободой неправильно распорядиться?.. В результате к классной доске выходили ученики, одетые в соответствии со своими представлениями о красоте и стиле: тренировочные костюмы, джинсы, мини-юбки…

По прошествии лет школьная форма возвращает утраченные позиции. Правда теперь она перестала быть прежней униформой и приобрела новое содержание.

Сегодняшний день школьной формы характеризуется ситуацией, сложившейся в современном российском социуме, где индивидуальность определяется, прежде всего, интеллектом. Строгий стиль в одежде создает деловую атмосферу, дисциплинирует, позволяет сосредоточиться на учебе. На первое место выходит нацеленность на получение знаний.

Какие требования предъявляются к современной школьной форме? Любой ученик ответит: форма должна быть красивой, модной, удобной. Учитель добавит: обязателен деловой строгий стиль в одежде. Родители сделают свой вывод: доступность, практичность, качество - вот главные критерии. Отсюда и задачи, встающие перед производителями.

Маркетинг. Во-первых, необходимо определить критерии, на которые опираются различные группы покупателей при выборе формы. Дети обращают внимание на внешний вид изделия, учителя - на стиль, родители - на цену и качество. Следует также принимать во внимание, что в зависимости от региона России, эти критерии могут сильно отличаться, поскольку стандарты и требования в каждом субъекте РФ свои.

Известный факт, что порой руководство области выбирает определенный цвет и ученики ходят в школы в бордовой или зеленой форме, в то время как соседняя область предпочитает синий цвет. Поэтому, производителю придется учитывать множество переменных факторов, таких, например, как цвет, формы, ее цена, религиозные, национальные и другие особенности требований заказчика.

Производство. После сбора первичной информации о требованиях потребителей и их ожиданиях, наступает следующий этап - разработка коллекций.

Самая главная проблема состоит в том, что сейчас в России не готовят профессиональных модельеров-конструкторов, способных разработать детскую, тем более, школьную коллекцию. Ну не готовят наши вузы таких специалистов, и вообще, детская индустрия моды находится пока в состоянии зарождения.

Еще одна больная тема специализация, которая препятствует адекватному воплощению идеи. Поясняем: в идеале, модель должен придумывать и разрабатывать модельер конструктор, то есть один человек, у которого в голове находится вся схема производства. На практике таких специалистов - модельеров-конструкторов-технологов - днем с огнем не сыщешь. Вот и получается, что рисует один, лекала делает другой, а в производство запускает третий. На выходе модель может потерять первоначальный вид (из-за особенностей производства) или получиться просто нерентабельной.

Допустим, коллекция разработана и прошла утверждение. Наступает черед конфекционистов, отвечающих за подбор тканей и всей необходимой фурнитуры. Это один из самых ответственных этапов всего процесса производства школьной формы! Ведь ни к одной вещи в нашем гардеробе мы не предъявляем столько требований, сколько к школьной форме: чтобы была удобна, из натуральных материалов, долго носилась, недорого стоила и при этом красиво смотрелась.

Сбыт. Итак, мы подошли к завершающей стадии - реализации нашей коллекции. Единственно объективным результатом всей проделанной работы будут оптовые заказы от магазинов, либо непосредственно учебных заведений и продажи конечному потребителю - родителю. Однако объемы продаж, даже при выпуске удачной коллекции, будут сильно зависеть от степени известности производителя, то есть от рекламы, а также от уровня послепродажного обслуживания. Ведь в течение учебного года у родителей то и дело появляется необходимость дополнить, либо обновить форменный костюм: утерянный в середине четверти галстук, порванные на перемене брюки. Так вот, возможность свободного приобретения школьного ассортимента в течение всего года сильно склонит чашу весов в сторону того производителя, который заботится о своем покупателе.

Подведем итог: на российском рынке компаний, располагающих всем комплексом необходимых требований и услуг, практически нет. Есть фирмы, выполняющие часть работ, например, занимающиеся производством и продажей школьной формы в "школьный" период (июль-август), а затем меняющие ассортимент в зависимости от сезона.

Поэтому не будет преувеличением сказать, что компания Перемена - один из лидеров на рынке школьной формы в России. Здесь для удобства покупателя на складе всегда хранится необходимый запас продукции, чтобы в любой момент удовлетворить специфический спрос: обеспечить формой нового ученика, одеть хоровую группу. Кроме того, специалисты компании успешно решают проблемы детей с нестандартными размерами, про которых большинство производителей старается не думать - экономически это не очень выгодно.

На основе тщательных маркетинговых исследований были выявлены основные требования, предъявляемые покупателями к школьной форме, и разработаны коллекции, отвечающие этим требованиям. Она имеет свой собственный, легко узнаваемый стиль: ансамбли из трикотажных изделий для мальчиков и девочек, дополненные брюками, юбками и блузками из ткани. Этим Перемена отличается от подавляющего большинства компаний, позиционирующих себя, как производители школьной формы. Они ограничиваются текстильным костюмом, но любой родитель знает, что традиционной "двойкой" школьная форма не ограничивается.

Помимо трикотажной коллекции, компания разрабатывает, производит и продает спортивную форму для уроков физкультуры, причем вся ее коллекция выполнена в хлопчатобумажных тканях, позволяющих детской коже свободно дышать и впитывающей излишки влаги при активных упражнениях. А для сохранения "своего лица" каждый класс имеет возможность выбрать свой цвет физкультурной формы: серый, бордовый или зеленый.

Важно еще и то, что компания, как производитель, может себе позволить продавать форму по минимальным ценам.

Ведущее место в стратегии дальнейшего развития компании и улучшения качества ее продукции занимает маркетинговая политика. Специалисты Перемены регулярно проводят социологические опросы по школьной форме среди учителей, родителей, учащихся. Одеть детей в единую школьную форму очень сложно, даже в одном классе, в компании знают это по собственному опыту, поэтому здесь разработаны методики, позволяющие решить эту проблему эффективно и безболезненно.


Журнал "Рынок легкой промышленности"